Офшорная юрисдикция – ее плюсы и минусы для брокерских компаний

Лучший брокер бинарных опционов за 2020 год:
  • BINARIUM
    BINARIUM

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Прекрасный выбор для начинающих трейдеров и «чайников». Много бесплатных обучающих материалов. Получите бонус за регистрацию:

Офшорная юрисдикция Лабуан

Географическое положение

Федеральная Территория Лабуан, являющаяся составной частью Малайзии, состоит из 7 небольших островов(Пулау Лабуан, Дахат, Кураман, Папан, Русукан Бесар, Русукан Кесил и Пулау Бурунг). Лабуан расположен на расстоянии около 10 километров западнее восточного штата Малайзии Сабах в самом центре региона стан АСЕАН, окруженный такими экономическими и финансовыми центрами региона как Бангкок, Джакарта, Куала Лумпур, Манила, Сингапур и Гонконг.

Политическая система

Федеральная территория Лабуан управляется непосредственно Департаментом Премьер – Министра Малайзии. Малайзия – многонациональное и многоконфессиональное государство, состоящие из 13 штатов и 2 федеральных территорий. Политически она представляет собою конституционную монархию, возглавляемую Королем. Она имеет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты Представителей(177 членов) и Сената(70 членов).

Ранее Лабуан находился под управлением штата Сабах, но с 16 апреля 1984 года стал Федеральной Территорией. Развитие Лабуана как международного финансового центра началось в 1990 году. Правительство Малайзии вложило значительные средства в развитие инфраструктуры и телекоммуникаций Лабуана для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование территории как международного офшорного финансового центра.

В настоящее время местная экономика Лабуана включает в себя добычу нефти и газа, судостроение и судоремонт, легкую промышленность, бартерную торговлю с Филиппинами.

Международный финансовый центр Лабуан предлагает бизнесу следующие виды деловой активности:

  • офшорный банкинг;
  • трастовые операции и управление активами;
  • офшорное страхование и связанный с ним сервис;
  • офшорные инвестиционные и холдинговые компании;
  • офшорные торговые компании;
  • офшорные партнерства с ограниченной ответственностью.

Юридическая система

Юридическая система Малайзии базируется на принципах английского права. Высшей юридической инстанцией страны является Федеральный Суд. Для обеспечения развития Лабуана как ведущего офшорного финансового центра Правительство Малайзии приняло следующие законодательные акты:

Лучшие площадки для торговли бинарными опционами:
  • BINARIUM
    BINARIUM

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Прекрасный выбор для начинающих трейдеров и «чайников». Много бесплатных обучающих материалов. Получите бонус за регистрацию:

  • Закон об Офшорных Компаниях 1990 года;
  • Закон о Трастовых Компаниях Лабуана 1990 года;
  • Закон об офшорной банковской деятельности 1990 года;
  • Закон об офшорном страховании 1990 года;
  • Закон о налогообложении офшорной деловой активности 1990 года;
  • Закон о надзоре за офшорными финансовыми услугами 1996 года;
  • Закон об офшорном трасте 1996 года;
  • Закон об офшорных партнерствах с ограниченной ответственностью 1997 года;
  • Закон об офшорном рынке ценных бумаг 1998 года.

При этом офшорное законодательство Лабуана запрещает офшорным компаниям вести промышленную и\или производственную деятельность внутри Лабуана.

Правительственным органом, ответственным за развитие и управление офшорной зоной Лабуан является Международный Офшорный Финансовый Центр(The Labuan International Offshore Financial Cetnre).

Закон об Офшорных Компаниях 1990 года

Разрешенная деловая активность офшорных компаний Лабуана: офшорным компаниям разрешено вести бизнес только из или через Лабуан. Офшорным компаниям запрещено:

  • вести бизнес с резидентами Малайзии кроме исключений, содержащихся в Законе об офшорной банковской деятельности 1990 года и Законе об Офшорных Компаниях 1990 года;
  • вести банковский, страховой или любой подобный финансовый бизнес без получения соответствующей лицензии согласно Закону об офшорной банковской деятельности 1990 года или Закону об офшорном страховании 1990 года;
  • вести бизнес в валюте Малайзии(ринггит) за исключением несения соответствующих административных и иных расходов, связанных с поддержанием офшорных компаний, а также разрешенных законодательством инвестиций в малайзийские предприятия;
  • вести судоходный бизнес в Малайзии за исключением владения и аренды судов;
  • вести трастовый бизнес без получения соответствующей лицензии.

Офшорная компания не считается ведущей бизнес с резидентами Малайзии если:

  • она размещает депозиты в компаниях, ведущих бизнес в Малайзии;
  • пользуется советами профессиональных консультантов, ведущих бизнес в Малайзии;
  • ведет и хранит в Малайзии бухгалтерские книги и записи;
  • арендует любые помещения для операционных целей и размещения своих сотрудников в Малайзии;
  • проводит в Малайзии собрания учредителей и директоров;
  • владеет акциями, долговыми обязательствами или другими ценными бумагами компаний, инкорпорированных в соответствии с Законом об офшорных компаниях 1990 года и Законом об офшорной банковской деятельности 1990 года;
  • резидент Малайзии владеет не более чем 25% акций офшорной компании.

Типы юридических лиц, регистрация которых возможна в соответствии с Законом об офшорных компаниях 1990 года:

  • офшорная компания, зарегистрированная в соответствии с Законом об офшорных компаниях 1990 года;
  • зарубежная офшорная компаний, ее филиал или представительство, зарегистрированное для ведения бизнеса в Лабуане в соответствии с Законом об офшорных компаниях 1990 года;
  • любая иностранная компания, домицилированная в Лабуане в соответствии с Законом об офшорных компаниях 1990 года.

Названия всех инкорпорируемых в Лабуане компаний должны получить предварительное одобрение Регистра.

Инкорпорация офшорной компании

При инкорпорации лабуанских компаний в Регистр вносятся Меморандум компании, Форма 21 (о назначении директоров компании) и Форма 6 (Декларация о соответствии), а также пошлина за регистрацию компании. Размер последней зависит от уставного капитала компании.

Регистрация филиала иностранной компании в Лабуане

Иностранная компания может создать т.н. “место ведения бизнеса”(филиал) а Лабуане, предоставив Регистру следующие документы:

  • заверенную копию свидетельств о регистрации;
  • заверенную копию меморандума(чартера, устава);
  • список директоров;
  • меморандум о наличии регистрационного агента в Лабуане(специально лицензированной для этой цели трастовой компании);
  • список предполагаемых видов деятельности;
  • декларацию утвержденной формы, подписанную офицером трастовой компании – регистрационного агента.

Пошлина за регистрацию филиала составляет 6 000 ринггит.

Домициляция иностранной компании в Лабуане

Иностранная компания, зарегистрированная в любой другой юрисдикции, может обратиться с заявлением о домициляции(перерегистрации) в Лабуане на основании положений Закона об офшорных компаниях 1990 года. Однако, такая перерегистрация не приводит к образованию нового юридического лица и не может освободить компанию от созданных ранее долговых обязательств.

Перед началом собственно перерегистрации компания должна обратиться в Регистр за получением предварительного одобрения. При этом в Регистр предоставляются соответствующим образом заверенные копии учредительных документов компании, финансовая отчетность и документ, свидетельствующий об отсутствии возражений на перерегистрацию со стороны Регистра по месту первичной регистрации компании. После получения принципиального согласия на перерегистрацию в Регистр предоставляются оригиналы всех вышеперечисленных корпоративных документов.

Название компании

Офшорные компании могут иметь названия на любых языках, использующих латиницу. Размер названия ограничен 50 знаками(включая пробелы). Названия должно также включать в себя слово или аббревиатуру, указывающую на ограниченную ответственность, а именно:

  • Incorporated(Inc.);
  • Corporation(Corp.);
  • Limited(Ltd);
  • Public Limited Company(PLC);
  • Societe Anonyme, Sociedad Anonima(S.A.);
  • Aktiengesellschaft(A.G.);
  • Naamloze Vennootschap(N.V.);
  • Perseroan Terbatas(P.T.),

А также любое слово на любом языке, указывающее на ограниченную ответственность.

Подтвержденное Регистром название резервируется на срок три месяца. Данный срок не продляется, но возможно его возобновление. Офшорная компания может сменить свое название на основании специально принятой резолюции, но в этом случае прежнее название должно использоваться совместно с новым на всех документах компании на протяжении 12 месяцев.

Требования в уставному капиталу, акциям и акционерам

В Лабуане не существует требований к минимальному уставному капиталу офшорных компаний(за исключением банков, страховых компаний, трастовых компаний и компаний – финансовых брокеров).

Минимально возможное количество акционеров – 1. Разрешены корпоративные акционеры. Отсутствуют требования к резидентности акционеров офшорных компаний Лабуана.

Акции могут быть номинированы в любой валюте за исключением малайзийского ринггита. Офшорная компания может размещать свои акции в открытой продаже, издав предварительно “проспектус”, одобренный Регистром. Компании могут эмитировать акции различных классов и с различными правами акционеров, за исключением акций на предъявителя. Конфиденциальность владения акциями офшорных компаний может достигаться путем передачи их во владение трастовым компаниям или использования номинальных акционеров. Не существует никаких запретов на передачу акций.

Зарегистрированный офис и резидентный секретарь

Каждая офшорная компания должна иметь в Лабуане зарегистрированный офис, как правило, им является офис регистрационного агента, в котором также хранятся бухгалтерские книги компании.

О любая смена зарегистрированного офиса должен быть проинформирован Регистр. Документы компании, хранящиеся в зарегистрированном офисе, открыты только для директоров, акционеров и аудиторов офшорной компании.

Офшорная компания также должна поддерживать физическое присутствие в Лабуане через наличие в компании резидентного секретаря. Им, как правило, является офицер трастовой компании, являющейся регистрационным агентом.

Менеджмент и администрирование

Компания управляется советом директоров, который может состоять минимум из 1 директора. Директорами могут быть как физические, так и юридические лица, резиденты любой юрисдикции.

Собрания директоров и акционеров могут проводиться как в Лабуане, так и в любой стране мира. Они могут проводиться с физическим присутствием директоров и акционеров, а также по телефону или другим электронным средствам связи, интересы акционеров и директоров могут представлять доверенные лица.

Для обычных собраний уведомление об их проведении должно быть доставлено всем участникам минимум за 7 дней до даты его проведения, но этот срок может быть и меньше, если это будет установлено в учредительных документах компании. О проведении ежегодного собрания участники должны быть уведомлены не позднее чем за 30 дней до даты его проведения, которой является годовщина учреждения компании.

Бухгалтерия и аудит

Бухгалтерские книги офшорной компании должны храниться в Лабуане. Директора компании несут ответственность за то, чтобы все проведенные компанией операции были должным образом внесены в бухгалтерские книги в срок не позднее 60 дней с даты их проведения.

Бухгалтерия может вестись в любом стандарте бухгалтерского учета, при условии, что аудиторы компании работают в таком же стандарте. Офшорная компания может не назначать аудитора и не проходить аудит в обязательном порядке в следующих случаях:

  • она не является лицензированным банком или страховой компанией;
  • она не размещает свои акции на открытом рынке ценных бумаг;
  • есть решение общего собрания акционеров о том, что компания не будет назначать аудитора и проходить аудит.

Аудитором офшорной компании может быть назначено любое физическое или юридическое лицо соответствующей квалификации из любой страны мира, при условии, что это назначение одобрено Регистром.

Конфиденциальность

Документы компаний, хранящиеся в Регистре, не являются информацией, открытой для широкой публики. Они могут быть обнародованы только по решению суда. Только акционеры, кредиторы, директора и офицеры компании, а также ликвидатор компании могут быть допущены к инспекции хранимых документов.

Законодательство Лабуана категорически запрещает раскрытие информации об акционерах или бенефициарных владельцах офшорных компаний, их менеджменте, коммерческих, финансовых или иных операциях и сделках.

Налогообложение

Офшорные торговые операции в Лабуане облагаются по выбору компании налогом на прибыль по двум вариантам:

  • по ставке 3% на налогооблагаемую прибыль, подтвержденную аудиторским отчетом;
  • в фиксированной сумме 20 000 ринггит.

Торговые операции включают в себя банковскую деятельность, страхование, услуги менеджмента, экспортно-импортные и собственно торговые операции, торговлю патентами, лицензиями, “ноу – хау” и любые другие операции, не относящиеся к офшорным операциям неторгового характера.

Доход компании, извлекаемый из операций неторгового характера, никакими налогами не облагается. Операциями неторгового характера считается инвестиционная деятельность, связанная с владением акций и других ценных бумаг, займы, депозиты, владение недвижимым имуществом.

Дивиденды, проценты, роялти, другие платежи аналогичного характера, выплачиваемые офшорными компаниями свои акционерам и партнерам, не облагаются в Лабуане никакими налогами у источника. Переводы таких платежей могут быть осуществлены в любой валюте, за исключением малайзийского ринггита.

Лицензирование деятельности Финансовых Брокеров(Offshore Money Brokers)

Деятельность Финансовых Брокеров определяется Администрацией Офшорной Зоны Лабуан(Labuan Offshore Service Authority – LOFSA) как “Бизнес, связанный с организацией транзакций между покупателями и продавцами денежных инструментов и осуществления сделок на рынке ФОРЕКС в валюте иной чем малайзийский ринггит, в качестве посредника, получающего брокерское вознаграждение, исключая покупку или продажу иностранных валют для собственных нужд”.

Обратиться за получением лицензии на такую деятельность может офшорная компания, инкорпорированная в соответствии с Законом об Офшорных Компаниях 1990 года, специалисты которой имеют соответствующий профессиональный опыт и квалификацию, со стабильным финансовым состоянием на протяжение минимум 3 лет, предшествующих подаче заявки на лицензирование, желающая организовать свои операции через офшорную зону Лабуан.

  • Финансовый Брокер должен зарегистрировать филиал иностранной компании либо основать офшорную компанию в соответствии с Законом об Офшорных Компаниях 1990 года. Заявка на лицензирование должна быть подана по установленной форме в Министерство Финансов Малайзии через Администрацию Офшорной Зоны Лабуан;
  • Компания – заявитель должна предоставить гарантийное письмо от имени головного офиса или материнской компании о гарантиях погашения любых обязательств, которые могут у нее возникнуть;
  • Директора и офицеры компании – заявителя должны представить профессиональные и банковские рекомендации для получения предварительного одобрения со стороны Администрации Офшорной Зоны Лабуан;
  • Компания – заявитель должна внести уставный капитал в денежной форме в сумме 300 000 малайзийских ринггит, свободных от каких-либо долговых обязательств;
  • Ежегодная стоимость брокерской лицензии составляет 5 000 ринггит.

Требования к ведению бизнеса:

  • компания – финансовый брокер должна иметь физическое присутствие в Лабуане посредством наличия там регистрационного офиса. Все дилинговые операции компании должны проводиться через этот регистрационный офис;
  • компания – финансовый брокер может вести все свои операции в любой иностранной валюте за исключением малайзийского ринггита;
  • компания – финансовый брокер не может вести бизнес с резидентами Малайзии за исключением специально авторизованных для этой цели в соответствии с Законом о Валютном Контроле от 1953 года дилеров;
  • компания – финансовый брокер должна назначить аудитора и проходить ежегодный аудит;
  • компания – финансовый брокер должна в обязательном порядке информировать Администрацию Офшорной Зоны Лабуан о любых изменениях и дополнениях в ее учредительных документах.

Заключение

Примерная стоимость регистрации и лицензирования офшорной компании в Лабуане с последующим лицензированием ее как Финансового Брокера составит:

Регистрация офшорной компании – от 3000 долларов США.
Выплата уставного капитала для компании – финансового брокера – около 80 000 долларов США(размещается на депозитном счете в одном из уполномоченных малайзийских банков).
Пошлина на выплаченный уставный капитал – около 500 долларов США.
Стоимость лицензии Финансового Брокера – около 1300 долларов США.
Сопутствующие расходы(банковские и профессиональные рекомендации, консультационные услуги малайзийских юристов, затраты по открытию счета и проч.), экспертная оценка – около 7000 долларов США.

ИТОГО – около 90 000 долларов США.

Время регистрации и лицензирования компании по утверждению малайзийских юристов составляет 3 – 4 месяца.

Офшорные юрисдикции: доктринальный аспект правоприменения

«Новые правила игры в мировой экономике должны подразумевать взаимное открытие рынков развивающихся и развитых стран для товаров, услуг и инвестиций» — эти слова Д.М. Медведева, Президента РФ, прозвучавшие в выступлении (в бытность его вице-премьером Правительства России) 13 июня 2006 г. на X Петербургском международном экономическом форуме, так характеризуют современную ситуацию в сфере международной инвестиционной деятельности: а) в настоящее время в мире устанавливается новый международный экономический порядок и б) этот порядок предполагает существование международной системы инвестиций, основанной на свободной трансграничной циркуляции капиталов.

Новый порядок естественным образом требует введения минимальных правовых стандартов защиты иностранных инвестиций. Такие стандарты разработаны, и они основываются, в частности, на принципе национального режима, закрепленного в так называемой доктрине Карлоса Кальво (1822 — 1906 гг.), юриста, министра иностранных дел Аргентины. Одним из важных постулатов доктрины является принцип равенства резидентов и нерезидентов перед законом, причем нерезиденты «не вправе требовать каких-либо больших мер правовой защиты» («they cannot claim any greater measure of protection»). Он появился в период противостояния развивающихся стран державам, утверждавшим свое политическое влияние за счет активного ввоза капитала, и до последнего времени представлялся ясным, определенным и не вызывающим возражений.

Однако в течение нескольких последних десятилетий наблюдается особый экономико-правовой феномен, развивающийся в глобальной системе международных инвестиций, имеющий недостаточно определенное название «офшор», и, в противовес доктрине Кальво, предполагающий более высокий уровень правовой защиты нерезидентов, осуществляющих особого рода инвестиции в экономику ряда стран, перед резидентами этих стран.

Такой феномен может рассматриваться в качестве явления, имеющего доктринальный характер, и, несомненно, заслуживает детального изучения.

В современной деловой лексике понятие «офшорный» означает «не подпадающий под национальное регулирование»; что же касается понятия «офшорная юрисдикция» (offshore jurisdiction), то под ней понимается совокупность правомочий органов государства на определенной территории на основе специального законодательства, которое более благоприятно для нерезидентов, чем для резидентов этого государства; сюда включаются такие понятия, как «корпоративное убежище» (corporate haven), «налоговая гавань» (tax haven), «офшорный финансовый центр» (offshore fnancial centre).

Изучение офшорных юрисдикций необходимо не только ради предотвращения противоправных операций и даже не только ради вполне легального применения налоговых и административных льгот, предусмотренных (в той или иной степени) этими юрисдикциями. К новым тенденциям в использовании офшорных юрисдикций, например, по мнению М. Соболева, относятся:
а) листинг (т.е. получение котировки) на фондовых биржах;
б) защита собственности от рейдеров;
в) облегченные процедуры продажи предприятия или смены собственника;
г) вынос места управления основной компанией за границу;
д) справедливое разрешение судебных споров;
е) использование преимуществ трастового законодательства;
ж) соглашения акционеров, добивающихся внутренней стабильности бизнеса;
з) баланс интересов собственников и менеджеров;
и) использование режима гарантий иностранным инвесторам.
Именно эти новые тенденции подводят к выводу о том, что процесс «офшоризации», увеличения числа офшоров, используемых в различных областях экономической деятельности, в первую очередь является прямым следствием глобализации как цивилизационного общественного процесса на современном этапе.

По существу, использование офшорной юрисдикции означает не что иное, как использование преимуществ другой юрисдикции для:
а) включения в глобальную (региональную) систему международных инвестиций (доступа к мировым финансовым рынкам);
б) обеспечения сохранности активов и стабильности деятельности (управления рисками);
в) улучшения управления бизнесом;
г) развития отдельных сегментов бизнеса;
д) получения попутных выгод от налоговых, административных и иных льгот;
е) сохранения личных и корпоративных тайн (обеспечения конфиденциальности).

В настоящее время офшорная деятельность часто предполагает осуществление операций и инвестиционного, и эмиссионного характера. Акции и облигации, выпущенные в офшорных финансовых центрах, все шире допускаются на финансовые рынки мира. Практически все виды субъектов рынка капиталов присутствуют в офшорных зонах.

Простейшая схема офшорных операций основывается на наиболее универсальном принципе налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции.

Смысл офшорного бизнеса заключается в том, что появляется новый, формально самостоятельный субъект хозяйственных отношений, который, однако, полностью находится под контролем лица, использующего офшор. Офшор внешне может выглядеть как независимый зарубежный партнер. На этом построены наиболее распространенные офшорные методики.

Более того, в исследованиях, касающихся инвестиционной тематики (а офшорная деятельность, несомненно, должна рассматриваться как особая часть инвестиционной деятельности), просматриваются подобные акценты. Так, профессор МГИМО (У) МИД России Д.К. Лабин приводит определение прямых инвестиций из Руководства Международного валютного фонда по платежным балансам (1980 г., § 408) как «инвестиций, сделанных инвестором для приобретения долгосрочного права в предприятии, которое ведет деятельность, отличную от основной экономической деятельности этого инвестора» (а офшорная деятельность обеспечивает основную). Профессор Сингапурского университета М. Сорнарайя указывает, что «иностранные инвестиции состоят в перемещении материальных и нематериальных активов из одной страны в другую с целью их использования в той стране» («foreign investment involves the transfer of tangible or intangible assets from one country into another for the purpose of their use in that country»).

Существует широкий спектр офшорных операций, обслуживающих самые разнообразные потребности физических и юридических лиц, как-то: использование для расчетов дебетовых и кредитных карточек, открытых на имя офшорной компании; доступ к кредитным ресурсам иностранных банков, к международному рынку депозитов и услугам по управлению капиталом и инвестициями; выбор финансовых схем и посредников; валютный дилинг; оптимальную маршрутизацию доходов с учетом особенностей международной сети налоговых и инвестиционных соглашений; владение и распоряжение зарубежным имуществом; обеспечение перераспределения активов внутри корпорации; построение холдинговых организаций с взаимозависимыми интегрированными элементами и т.д.

Валютный дилинг (от англ. deal — «сделка, операция») — осуществление конверсионных и депозитно-кредитных операций в иностранных валютах.

Использование офшора позволяет получить доступ к международной системе инвестиций, в первую очередь к системе евровалютных рынков и евробанковских операций. В евровалютный сектор входит весь комплекс операций, связанных с обслуживанием банками и финансовыми институтами резидентов офшорных юрисдикций. Евровалютный капитал представляет собой банковские счета, номинованные в иностранной для банков валюте, прежде всего относящейся к группе резервных: доллар, евро, швейцарский франк. Указанный «евродолларовый» капитал носит в значительной степени международный, вненациональный характер, что и делает правоотношения по его перераспределению и инвестированию основным институтом данной международной системы инвестиций.

Если источник дохода находится в одном государстве, а его получатель — резидент другого государства, то существует риск, что один и тот же доход будет облагаться налогом два раза. В этом случае необходимы как раз двусторонние соглашения об устранении двойного налогообложения на доходы, перемещенные из одной юрисдикции в другую.

Существует ряд способов устранения двойного налогообложения. Наиболее часто используются налоговый кредит или зачет (tax credit) и освобождение от налогов (tax exemption). В отдельных случаях применяется вычитание налогов (tax deduction). Налоговый кредит состоит в зачете налогов, уплаченных за рубежом при исчислении внутреннего налога; если ставка налогов за рубежом превышает внутреннюю, то платить не надо; если ниже, то уплачивается соответствующая разница. Система освобождения от налогов предусматривает полное исключение иностранных прибылей из налогообложения либо в стране так называемый материнской компании, либо в стране — источнике доходов.

Характерно, что соглашения такого рода вовсе не бывают направлены на развитие офшорной деятельности, однако объективно способствуют ей, скрепляя офшорные элементы международных инвестиций.

Офшоры, помимо прочего, создаются и для управления рисками, что в наиболее очевидном случае заключается в регистрации предприятия и размещении его активов в политически и экономически стабильном регионе мира. В случае появления признаков нестабильности, иных рисков офшорные структуры позволяют перевести капитал в более надежный регион и создать для него убежище, например, учредить международный траст, для управления которым создается офшорная компания. Возможен вариант, когда группа ассоциированных компаний открывает счета в собственном офшорном банке, специально созданном с этой целью.

Офшоры часто выполняют функции штаб-квартиры оперативного управления международной компании. В качестве такой структуры может выступать холдинговая компания в льготной «холдинговой» юрисдикции. Речь в данном случае идет об организации с помощью офшорных методик системы управления международными операциями, в том числе инвестициями.

При торговле товарами и услугами с помощью офшоров достаточно часто осуществляется оперирование внутрифирменными (трансфертными) ценами. Разница между трансфертной и фактической ценой становится источником дохода. К другой группе трансфертных операций относится международный перевод доходов, капиталов и нематериальных активов. Доходы от инвестиций переправляются через офшоры в благоприятных для трансфертных операций юрисдикциях в типичные «налоговые гавани» (в форме дивидендов, процентов, роялти, страховых премий и т.д.).

Трансфертная цена (от англ. transfer price) — цена, устанавливаемая при торговле товарами и услугами во внутрифирменных отношениях, например, при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, находящимися в разных странах.

Исходя из изложенного, представляется важным классифицировать офшорные юрисдикции по признаку благоприятствования тем или иным целям и задачам лиц, использующих преимущества различных юрисдикций. В основу одной из классификаций положен принцип удобства размещения для организаций определенного профиля, иногда называемый activity based classification. Соглашаясь с этим принципом, можно выделить, вслед за А.М. Ворониной, следующие офшорные юрисдикции:

1. Юрисдикции, благоприятные с точки зрения юридических аспектов личного резидентства. Физическим лицам предоставляются возможности двойного гражданства, льготы в случае приобретения недвижимости или иного вложения в экономику страны. При этом уровень налогообложения может быть и не самым низким. Более важными являются экономическая и политическая стабильность, приближенность к государству постоянного проживания, географические и климатические факторы.

2. Юрисдикции, благоприятные с точки зрения юридических аспектов корпоративного резидентства. Физические и юридические лица располагают возможностями регистрировать различные виды компаний (организаций) без чрезмерного административного контроля. Такие юрисдикции используются в первую очередь для создания корпоративных холдингов и регистрации холдинговых (держательских) компаний, отличаются устоявшейся сильной судебной системой, обеспечивающей должную защиту активов, налоговыми льготами на дивиденды и хорошим имиджевым ресурсом. Через юрисдикции такого рода можно выявлять картину всего коммерческого предприятия (the business enterprise as a whole) и «проникать за корпоративный занавес» (pierce the corporate veil) транснациональных корпораций. Бенефициары холдингов при этом скрыты, как правило, в других юрисдикциях.

3. Юрисдикции, благоприятные с точки зрения налогообложения для физических лиц. Низкий уровень подоходных налогов, конфиденциальность, отсутствие соглашений о предоставлении информации правоохранительным и налоговым органам других стран делают юрисдикции привлекательными, например, для конечных бенефициаров холдинговых компаний, фондов или трастов. В юрисдикциях такого типа выгодно открывать накопительные и контокоррентные банковские счета; приобретать ликвидные дисконтные ценные бумаги (discount bills): банковские акцепты (bankers’ acceptances), международные торговые векселя (international trade bills), гарантированные государством казначейские векселя (treasury bills), иные производные ценные бумаги (derivatives), перепродавать их; совершать сделки с недвижимостью и иные сделки, направленные на увеличение личного капитала.

4. Юрисдикции, благоприятные для производственных компаний. Они предусматривают льготы для компаний производственного профиля. Кроме того, необходимо учитывать близость к ресурсным базам и транспортным узлам, товаропотоки, наличие квалифицированной рабочей силы и стоимость наемного труда. В правовом аспекте основное внимание уделяется защите права собственности; правовым гарантиям защиты собственников имущества от экспроприации, например, построенных производственных комплексов; наличию двусторонних соглашений о защите и поощрении иностранных капиталовложений; административным процедурам предоставления статуса одобренных иностранным инвестициям и лишения такого статуса; гарантиям прав на репатриацию доходов и процедурам репатриации; имплементации на внутригосударственном уровне международных модельных норм, которые направлены на выстраивание международной системы инвестиций.

5. Юрисдикции, благоприятные для торговых компаний. Особую роль при использовании офшоров в торговых операциях играет трансфертное ценообразование. Принимаются во внимание привязанность к товарным и транспортным потокам, наличие или отсутствие соглашений об избежании двойного налогообложения, международных договоров, регулирующих те или иные виды внешнеэкономических сделок, а также обычаев делового оборота, дополняющих национальное законодательство (так называемых lex mercatoria). В таких юрисдикциях особенно важны налоговые льготы, следовательно, там часто регистрируются «классические» офшоры. Именно по юрисдикциям такого рода в основном международное антиофшорное регулирование добивается определенных успехов, хотя, например, на Кипре достаточно явственно проявилась бесперспективность регулятивных мер.

6. Юрисдикции, благоприятные для кредитных организаций (банков) и финансовых компаний. Подобные юрисдикции, фактически осуществляя централизованное управление финансовыми потоками, становятся центрами финансовых услуг в международной системе инвестиций. Офшорные банки и иные финансовые институты, создаваемые в юрисдикциях такого рода, не облагаются, как правило, корпоративными налогами, что позволяет платить более высокие дивиденды акционерам и проценты вкладчикам-нерезидентам. Меры антиофшорного регулирования, применяемые Европейским союзом и США, особенно строги в отношении уже упомянутых банков-«оболочек». Так, банки, открывающие счета в банках-«оболочках» (shell banks), рискуют корреспондентскими счетами в банках США, на использование которых может быть наложен судебный запрет, а на денежные средства — арест. Вообще, именно США после террористического акта 11 сентября 2001 г. предпринимают активные усилия по противодействию неподконтрольным денежным переводам на основании USA Patriot Act от 25 октября 2001 г. Впрочем, речь не идет только о кредитных учреждениях сомнительного типа, лицензии на создание которых предусматривают лишь некоторые юрисдикции (Сейшельские острова, Анжуан и Багамские острова — отчасти).

Во-первых, крупные международные финансовые корпорации имеют возможность открывать свои отделения на таких территориях, и они предоставляют достаточно широкий спектр услуг, интересующих тех лиц, которых привлекают офшорные финансовые центры, например, открытие номерных банковских счетов, управляемых с помощью специальных кодов, или «кэптивное» (captive) финансирование как предоставление на возвратной основе денежных средств аффилированным структурам заинтересованного лица; во-вторых, следует учитывать возможность создания финансовых институтов для оказания инвестиционных услуг, например, в форме (как в Дании) трастового партнерства (bankers trust kommanditselskab), т.е. без права предложения услуг неограниченному кругу третьих лиц.

7. Юрисдикции, благоприятные для осуществления секьюритизации активов, в которых просматриваются в сочетании признаки юрисдикций, благоприятных и для холдинговых компаний, и для финансовых институтов. Секьюритизация активов — сравнительно новый феномен в международной системе инвестиций, именуемый инновационной формой финансирования. Финансовые активы, т.е. активы, порождающие периодические платежи, списываются с баланса предприятия-инициатора, отделяются от остального имущества и передаются специально созданному финансовому посреднику, а затем рефинансируются на международном рынке капитала.
В таких юрисдикциях возникает законодательство по секьюритизации, позволяющее управлять этими процессами и ограничивать возможности оспаривания последовательных сделок продажи «выделенных рисков». Юрисдикции, которые «специализируются» на секьюритизации активов и диверсификации ее участников, проявятся, следует полагать, в 2020-х гг.

8. Юрисдикции, благоприятные для страховых и перестраховочных компаний. В таких юрисдикциях учреждаются страховые компании, обычно в форме открытого или закрытого акционерного общества, цель деятельности которых — в увязке с материнскими страховыми компаниями, находящимися в странах с традиционно жесткими рамками финансового законодательства, пользуясь льготным режимом обложения прибыли от страховых операций и либеральным режимом валютного регулирования, создание и практическое применение схем оптимизирования страховой деятельности. Существуют также «кэптивные» страховые компании, обслуживающие целиком или преимущественно корпоративные интересы своих учредителей, обеспечивая замкнутые циклы финансовых потоков внутри какой-либо корпорации. Как правило, такие компании получают право работать только с рисками своих учредителей (акционеров), оговоренных в лицензии. Спектр услуг компаний, осуществляющих общую страховую или перестраховочную деятельность, шире, но и он часто ограничивается работой с иностранными рисками.

Офшорные юрисдикции, рассмотренные выше, отличаются несколько более общим характером, так как предполагают использование офшоров по самым разным направлениям инвестиционной деятельности, коммерческой и некоммерческой, лишь опосредованно связанной с движением капитала.

Помимо этого, можно выделить юрисдикции частного типа, как-то:

— юрисдикции, благоприятные для авиа- и судоходных компаний;

— юрисдикции, благоприятные для организаций, действующих в области игорного бизнеса;

— юрисдикции, благоприятные для организаций, действующих в области информационных технологий, в т.ч. офшорных процессинговых центров;

— юрисдикции, благоприятные для организаций, действующих в области лицензионной и иной деятельности, связанной с регистрацией либо защитой интеллектуальных прав.

Надо полагать, что возможно возникновение и других юрисдикций, «специализирующихся» на использовании офшоров определенного вида в конкретной области общественных отношений либо просто «учитывающих» такую возможность. Этот вывод представляется целесообразным, если весь круг вопросов, касающихся «офшоризации» экономической деятельности, рассматривать, как уже упоминалось выше, в доктринальном аспекте: роль офшоров повышается не только из-за разноплановой заинтересованности в них частных субъектов — физических и юридических лиц из разных стран. Основополагающим фактором является стремление субъектов уже права международного, т.е. государств, устанавливать на своей территории такого рода юрисдикции с более высоким уровнем правовой защиты нерезидентов. Правительства большинства государств придают иностранным инвестициям весьма большое значение, причем как экономическое, так и политическое. Использование офшоров позволяет повышать значение государства (или территории с государственно-правовым статусом) в международной системе инвестиций, с одной стороны, и способствовать развитию национальной экономики, с другой стороны. Именно поэтому, согласно оценкам ООН, около 90 государств во всем мире практикуют, в той или иной мере, развитие офшорной индустрии на своей территории.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время складывается, по крайней мере на исследовательском уровне, понимание необходимости разработки новой, современной доктрины международного инвестиционного права, основанной не только на допустимости, но и на желательности преимущественного режима для иностранных инвесторов.

Анкета БДМ: Плюсы и минусы легализации A − A = A +

В нынешнем году вступает в силу система регулирования рынка форекс. Закон уже принят, однако как он будет действовать и влиять на рынок, пока не слишком понятно. Но ясно, что предстоит переходный период. В связи с этим редакция БДМ и Комитет по этике и связям с общественностью ЦРФИН попросили участников рынка оценить ситуацию и высказать свои предположения о том, как будет развиваться форекс в «цивилизованных» условиях.

  1. Как вы оцениваете принятый закон о регулировании рынка форекс? Плюсы и минусы закона? Возможные сценарии развития форекс-индустрии в России?
  2. Насколько, на ваш взгляд, регулирование рынка форекс позволит очистить рынок от «серых» и «чёрных» игроков и обеспечить прозрачность рынка? Можно ли ожидать, что число клиентов форекс-дилеров может пополниться более серьезными трейдерами, и что негативный фон форекс-рынка в России будет меняться в лучшую сторону?
  3. Как повлияет регулирование рынка форекс на работу и число его игроков? Сколько компаний, по вашему мнению, смогут работать на рынке?
  4. Ваша оценка готовности участников форекс-индустрии в России работать в новом, регулируемом пространстве? Какова готовность: юридическая, кадров и менеджмента, маркетинга, ИТ-решений и т.п.?
  5. Видите ли вы перспективы сотрудничества форекс-дилеров и банков России по таким направлениям как ведение номинальных счетов клиентов, хеджирование позиций, совместные партнёрские программы по привлечению и работе с клиентами?
  6. Может ли, по-вашему, наступивший год стать началом цивилизованного, эффективного и успешного форекс-рынка в России?

И возможности, и проблемы

Дмитрий ДРИГАЙЛО
Вице-президент ГК TeleTrade

1. Закон нужный. Мы сами более пяти лет назад были одними из инициаторов разработки закона, который бы обозначил рамки регулирования в России. Самое важное, что принесёт регулирование — то, что наши клиенты в России станут работать с компанией — российским юридическим лицом, обладающим лицензией Банка России. Это даст клиентам и компаниям возможность решать споры в российских судах, мы станем налоговым агентом в России. Реализация закона сделает рынок более прозрачным, и, как следствие, более понятным для розничных клиентов.

С другой стороны, вступление в силу закона налагает на форекс-дилеров некоторые обязательства, выполнение которых связано с ростом издержек. Так же, как и в случае с любыми другими рынками, рост расходов влечет за собой рост цен для конечных потребителей. Мы полагаем, что форекс-дилеры приложат все усилия к тому, чтобы удержать цены на прежнем уровне, однако не исключаем, что в отдельных случаях условия могут быть несколько хуже предлагаемых на международном рынке.

Да, финальный текст закона вышел не совсем таким, как нам бы хотелось. Ограничение максимального кредитного плеча соотношением 1 к 50, введение исключительной деятельности, выставляющей за границу регулирования торговлю другими финансовыми инструментами (CFD на акции, на металлы, на фьючерсы), сумма в 100 миллионов рублей как минимально необходимый размер собственных средств для каждой компании-профучастника, да и ряд других ограничений — всё это делает российскую юрисдикцию менее конкурентоспособной по сравнению с другими.

2. До принятия этого закона российские клиенты торговали на рынке форекс, работая с иностранными компаниями. Поэтому отсутствовал механизм судебной защиты клиентов, что приводило к некоторому количеству проблем: ведь государство не имело возможности оперативно вмешиваться в конфликты с целью защитить интересы инвесторов. Всё это способствовало формированию негативного отношения к рынку в целом.

Поэтому вступление закона в силу должно привести к улучшению имиджа этой услуги на территории нашей страны. И, надеемся, поставит заслон на пути мошенников, которые обманывают людей, прикрываясь личиной форекс-компании, и действия которых формируют негативное отношение к индустрии в целом.

По поводу того, приведёт ли это к активизации рынка — мы надеемся, что да. Закон позволит увеличить количество потребителей рынка форекс за счёт взвешенных инвесторов, которые до сих пор не рассматривали наш рынок как подходящий для инвестиций.

3. Я думаю, количество компаний уменьшится в несколько раз. Требования, которые предъявляет регулятор к участникам рынка, смогут выполнить не все компании. Полагаем, что из нескольких десятков компаний, присутствующих на рынке в настоящий момент, на рынке останется чуть более десяти. Крупнейшие компании, которые имеют опыт работы в регулируемых юрисдикциях и лицензии иностранных регуляторов, являются более устойчивыми. Поэтому уже сейчас клиентам рынка форекс необходимо оценить преимущества, которые дают крупные компании, и прежде всего — надёжность. Компания «ТелеТрейд Групп», входящая в группу компаний TeleТrade и зарегистрированная на территории России, стала одной из пяти компаний, которые подали в Банк России пакет документов на получение лицензии форекс-дилера — профучастника российского рынка ценных бумаг.

4. Готовность индустрии в целом — ниже среднего. По-моему, на сегодняшний день инфраструктура рынка не совсем готова к полноценной работе. Сроки были очень сжатые.

Мы все процедуры выполнили. А их немало: это и требования к составу учредителей, к штату сотрудников и их квалификации, и к размеру собственных средств, и к постановке процедур внутреннего учёта и контроля, к программному обеспечению и центру обработки данных, к открытию счетов номинального держания в российском банке. К тому же необходимо вступить в саморегулируемую организацию форекс-дилеров, аккредитованную при Банке России. Мы является членами ЦПРФИН, однако он пока не имеет аккредитации. Других СРО на форекс-рынке нет. А ЦРФИН может подать документы на аккредитацию только после вступления в силу закона 223-ФЗ, то есть после 11 января, но только при условии, что минимум 26 % компаний рынка, являющихся членами указанной СРО, уже будут к этому моменту иметь лицензию профучастника. И это означает, что деятельность форекса в российской юрисдикции не сможет начаться с 1 января. Глобальной проблемы в этом нет, но эта несогласованность не способствует полноценной работе рынка форекс.

5. По ведению номинальных счетов — конечно, да, это условие работы на рынке форекс. По хеджированию позиций — это возможно, но пока в этой части мы работаем с иностранными банками. Сами банки, которые осуществляют маржинальную торговлю с плечом, «перекрываются» через самих себя, что естественно.

По поводу совместных партнёрских программ — в целом мысль интересная, но, во-первых, это работа маркетологов и продуктовых офисов банков и форекс-дилеров, а во-вторых, это зависит от того, какие услуги предоставляет сам банк.

Рынок под присмотром

Ярослав ДЮСУШЕ
Руководитель Управления дистанционного клиентского обслуживания АО «ФИНАМ»

1. Мы выступаем за законодательное и нормативное регулирование рынка, поэтому позитивно оцениваем данное нововведение. Главный положительный момент — это само принятие закона, он повысит уровень доверия населения к рынку Форекс, очистит рынок от ненадёжных компаний. К так называемым минусам можно отнести процесс подготовки к новым требованиям и сбора необходимой документации. Эти задачи занимают достаточно много времени, и многие компании не успевали подать заявки и получить лицензию в срок.

Рынок никуда не денется и будет активно развиваться, но уже под присмотром российского регулятора. Для достижения этих задач и затевалось реформирование рынка.

2. Закон однозначно приведет к выдавливанию сомнительных компаний с рынка Форекс. Одно дело — зарегистрировать дилера в законодательном поле другой страны, в офшорной зоне, совсем другое — соответствовать новым требованиям российского законодательства. В то же время надо понимать, что мелкие «кухни» вычистить будет довольно сложно, и часть рынка они за собой удержат, то исчезая, то появляясь. Это можно сравнить с ситуацией по «пирамидам» — несмотря на законодательные ограничения и борьбу с данным видом мошенничества они то и дело возникают тут и там.

Да, мы ожидаем прихода на этот рынок крупных инвесторов. Этому будет способствовать большая надёжность операций и улучшение информационного поля вокруг рынка Форекс — некомпетентные личности уже не смогут огульно называть игроков рынка «жуликами» и формировать тем самым недоверие к Форекс.

3. После выдачи лицензий на рынке останутся только самые крупные компании (лидеры рынка), покинут же отрасль две трети компаний. Таким образом, закон приведет к укрупнению рынка.

4. Мы не можем сказать за всю отрасль, но компания «ФИНАМ ФОРЕКС» первой в России получила лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера. Мы полностью готовы к новым требованиям и начали оказывать услуги на рынке Форекс в рамках российского законодательства уже с января.

5. Крупные игроки входят в крупные финансовые структуры и холдинги, которые вполне способны предоставлять комплексные финансовые услуги.

6. Несомненно. 2020 год откроет новую страницу развития рынка Форекс в России, который станет цивилизованным, регулируемым и понятным для массового инвестора.

Закон требует доработки

Илья ВОЛКОВ
Управляющий директор ООО «Форекс Клуб»

1. Принятие закона о регулировании рынка форекс в России, безусловно — начальный шаг в правильном направлении. Вступление его в силу позволит сделать рынок более прозрачным, лучше защитить интересы клиентов форекс-компаний, снизить количество недобросовестных участников рынка и т.п.

Однако стоит признать, что в закон ещё требует доработки. В нём не учтен ряд моментов, которые необходимы для работы форекс-компаний. В законе, в частности, не прописаны многие торговые инструменты, которые традиционно предлагают форекс-компании. Кроме того, закон не предусматривает возможности хеджирования позиций, что является важным моментом системы управления рисками форекс-компаний.

Дальнейший сценарий развития индустрии будет зависеть от того, как дальше будет развиваться регулирование рынка. Если в законодательство будут внесены правки, которые расширят перечень инструментов, разрешат форекс-компаниям хеджировать свои позиции и т.п., то рынок будет развиваться. В качестве примера можно привести законодательство о рынке форекс Республики Беларусь, которое является гораздо более проработанным по сравнению с российским. Белорусское законодательство вступит в силу в марте 2020 года и можно ожидать, что приведет к росту сегмента форекс-рынка в этой стране.

Если, наоборот, регулятор пойдет по пути ужесточения законодательства, например, сделает необходимым получение статуса квалифицированных инвесторов для клиентов форекс-компаний, или оставит все без изменений, то российский сегмент рынка будет стагнировать. Это может привести к тому, что участники рынка будут уходить в нерегулируемые зоны и искать возможности для работы «в серую». Частные трейдеры от этого не пострадают, никто не ограничивает права и свободы граждан по работе с иностранными компаниями. Однако для российской юрисдикции такое развитие событий — далеко не самый лучший вариант. В первую очередь потому, что страна лишается целого сегмента финансовой индустрии, которая могла бы официально платить налоги, предоставлять официальные рабочие места и т.п. Во-вторых, если российская юрисдикция будет непривлекательной для частных трейдеров, можно смело забыть о планах по построению в России Международного финансового центра и привлечении в нашу страну зарубежных компаний и трейдеров.

2. Вступление закона в силу позволит сделать рынок более прозрачным, лучше защитить интересы трейдеров, снизит количество недобросовестных участников рынка. Поскольку за форекс-дилерами установлен строгий надзор регулятора, форекс-компании, получившие соответствующие лицензии, станут наиболее надёжными. Средства, которые трейдеры будут перечислять в российские форекс-компании, станут храниться на открытых на имя трейдера специальных счетах в наиболее надёжных российских банках. Форекс-дилер не будет иметь доступа к этим счетам. Кроме того, компаниям, получившим лицензию, будет необходимо на ежемесячной основе предоставлять ЦБ отчёты о своей деятельности, что исключает возможность недобросовестной деятельности. Помимо этого, работа с лицензируемыми компаниями упрощает процедуру уплаты налогов для клиентов, поскольку российские компании станут налоговыми агентами. Это в свою очередь будет привлекать на рынок новых, в том числе и более крупных клиентов, что в конечном итоге будет способствовать улучшению имиджа отрасли.

В то же время необходимо заметить, что все вышеперечисленные плюсы возможны только после запуска всего механизма регулирования.

3. В настоящее время на рынке работает более сотни компаний. По нашим оценкам, после введения регулирования количество участников рынка сократится примерно до 30 компаний. С одной стороны, это приведет к тому, что рынок избавится от тех, кто применяет в своей работе недобросовестные методы. С другой, введение регулирования может привести к тому, что некоторые форекс-компании предпочтут уйти из России в иностранные юрисдикции и таким образом продолжить работу с российскими клиентами. Такие прецеденты уже есть.

Однако несмотря на то, что вступление в силу закона открывает перед трейдерами возможность работы с российскими компаниями, многие из них могут повременить с открытием счетов в российских компаниях, как минимум потому, что принятая модель не позволяет на равных конкурировать с предложениями зарубежных компаний по набору инструментов и ряду значимых торговых условий.

4. Несмотря на то, что многое ещё предстоит создать самому рынку, «Форекс Клуб» готов к старту работы в российской юрисдикции. Полагаем, что аналогичная ситуация и с рядом других уважаемых компаний.

5. Согласно закону 460-ФЗ вести деятельность форекс-дилера невозможно без открытия номинального счёта в российском банке. Поэтому, безусловно, по данному вопросу мы видим перспективные направления для сотрудничества, и уже имеем подписанные соглашения с рядом партнеров.

Вопрос хеджирования в настоящее время никак не закреплён в законодательстве. Надеемся, в ближайшее время этот пробел будет исправлен. Когда это произойдёт, можно будет рассматривать различные предложения, в том числе и от банков.

Если российские банки смогут предложить конкурентоспособные решения по привлечению клиентов и работе с ними на выгодных условиях, участники рынка с удовольствием рассмотрят подобные предложения.

6. Рынок форекс в России уже достаточно давно является цивилизованным, эффективным и достаточно успешным. Тем не менее, на рынке существуют недобросовестные участники, которые под вывеской форекс-рынка фактически занимаются мошенничеством. К таким, в частности, относятся и многочисленные компании, которые, не являясь банками и другими финансовыми организациями, привлекают средства граждан за счёт предложения им большой, зачастую гарантированной доходности. С введением регулирования на рынке начинается новый этап развития, который будет характеризоваться повышением прозрачности рынка и снижением числа подобных компаний. Кроме того, по мере гармонизации законодательства и внедрения в него норм, которые заполнят существующие в законодательстве пробелы, рынок будет постепенно развиваться.

Произойдет ли это в 2020 году — покажет время. Мы со своей стороны приложим все необходимые усилия.

На пути к прозрачности

Владислав КОВАЛЬЧУК
Член совета директоров компании Альпари

1. Создание единого, устойчивого и эффективного механизма регулирования отрасли — одна из приоритетных задач участников международного валютного рынка. С момента своего основания мы последовательно выступали за повышение прозрачности рынка и активно участвовали в работе органов исполнительной и законодательной власти по подготовке соответствующего законодательства. Выработка новых стандартов корпоративного управления в отрасли и принципов открытости предоставления отчётной информации приведёт к повышению степени правовой защищённости частного инвестора и самих компаний. Вступление в силу федерального закона, регулирующего российский сегмент рынка Форекс, безусловно, будет способствовать стимулированию развития финансовой отрасли России в целом, а также повышению уровня финансовой грамотности населения в частности.

Введение бизнеса в правовом поле позволит существенно расширить клиентскую базу за счёт повышения доверия к рынку Форекс и ухода с него недобросовестных участников. В итоге Форекс в России будет последовательно приближаться к общепризнанным мировым стандартам прозрачности и открытости. Однако все это станет возможным при слаженной работе рынка и властей. Рынок может многое отрегулировать сам, но и власти должны способствовать популяризации деятельности добросовестных компаний, направленной на указанные выше цели.

2-3. Раньше кто угодно мог прийти на рынок Форекс и, используя огромные рекламные бюджеты и агрессивную маркетинговую стратегию, мог утверждать, что является лидером рынка. Через какое-то время подобные компании, неоднократно поменяв руководство или прикрываясь подставными лицами, фактически прекращали выплату денежных средств клиентам, после чего объявляли о своей неплатёжеспособности. Признаки подобной недобросовестности наблюдались у отдельных компаний, причем у достаточно крупных. Сейчас мы видим реинкарнацию этих компаний под другими брэндами по модели печально известных финансовых пирамид.

Появление подобных компаний после вступления в силу закона о регулировании рынка будет существенно затруднено. Только лицензированные компании смогут предлагать соответствующие услуги неограниченному кругу лиц, то есть осуществлять рекламу.

Закон, по сути, предусматривает двухступенчатую модель функционирования рынка, предполагающую, во-первых, небольшое количество крупных форекс-дилеров, требования к которым очень высоки (на уровне требований к банкам). Во-вторых, предусмотрены посредники между этими крупными дилерами и физическими лицами — лицензированные Банком России брокеры и управляющие.

Таким образом будет обеспечено распределение рисков между компаниями, способными ими управлять, и теми, кто может выполнять лишь посредническую функцию. Кроме того, лицензирование всех участников рынка, несомненно, создаст условия для максимальной прозрачности деятельности всех компаний. В частности, ситуация, когда любой посетитель сайта компании сможет узнать состав её руководства (как это имеет место уже сейчас в Альпари), перейдёт из разряда исключений в правило. Устойчивость и прозрачность компаний, невозможность появления на рынке случайных игроков повысит доверие к финансовому рынку в целом и к рынку Форекс — в частности.

5. Сотрудничество с банками по закону неизбежно — прежде всего, по номинальным счетам. Однако в части хеджирования ситуация пока не простая. Закон содержит прямой запрет форекс-дилерам заключать финансовые сделки с юридическими лицами. Без права заключать такие сделки хеджирование невозможно, и, следовательно, невозможно управлять рисками. Отдельные компании рынка и их объединения многократно говорили об этом регулятору, однако по непонятным причинам так и не были услышаны. Будем надеяться, что в 2020 году эту ситуацию удастся исправить.

6. Начало работы закона в 2020 году позволит сохранить свое место на рынке всем добросовестным участникам. И если с мелкими компаниями всё более или менее понятно — им нужно ориентироваться на лицензию брокера или управляющего, то с крупными — не так однозначно. Очень многое зависит от того, как будет реализовываться закон, который имеет рамочный характер.

Например, регулирование плеча. Закон предусмотрел возможность установить плечо 50. Практика ведения бизнеса на рынке Форекс показывает, что для большинства участников рынка интересным является плечо, начиная с размера 100. Можно работать и с меньшим, но рынок в этом случае должен быть стабильным. Поэтому, если мы заинтересованы в приходе на российский рынок крупных и стабильных форекс-дилеров, то на начальном этапе перехода к регулированию целесообразно было бы установить именно плечо 100, уменьшая его по мере насыщения рынка и достижения им равновесия. При ином подходе мы рискуем привлечь на рынок мошенников.

Приход крупных иностранных участников в большей степени будет зависеть от тех сигналов, которые будет давать Банк России. Пока эти сигналы трудно распознать.

Не стоит «затягивать гайки»

Станислав ВАНЕЕВ
Генеральный директор компании Grand Capital

1. Регулирование рынка Форекс в России назрело давно, поэтому принятие закона было необходимым шагом по направлению к цивилизованной работе форекс-дилеров. Однако отметим, что текущая редакция закона нуждается в доработках, без которых сценарии развития форекс-индустрии в России выглядит плачевно: не все форекс-дилеры готовы пойти на запрет хеджирования сделок клиентов, также добавляет неясности система котирования и исполнения сделок. Текущее требование к фиксации котировки на 5 секунд автоматически лишает трейдеров рыночного исполнения, что полностью противоречит смыслу закона — уйти от ситуации, когда форекс-дилер может влиять на котировки. Это неоднократно выносилось на обсуждение регулятору, однако вопрос так и не прояснился.

2. Регулирование внесет лепту в санацию отрасли, однако основной проблемой на рынке Форекс являются не брокеры, а различные «пирамиды», которые используют особенности валютного рынка для привлечения денег населения под видом трейдинга. Как известно, финансовая грамотность людей в России достаточно низкая, поэтому далеко не каждый клиент, заходя на сайт финансовой организации, может понять, кто перед ним: «пирамида» или реальный форекс-дилер. Несомненно, лицензированные компании смогут прояснить эту ситуацию. Что касается привлечения серьёзных клиентов, то услугами лицензированных форекс-дилеров могут заинтересоваться трейдеры с фондового рынка. Конечно, на валютной секции ММВБ и РТС и ранее были доступны валютные фьючерсы, однако специализированные брокеры смогут предложить валютные инструменты совершенно на другом уровне. Что касается негативного информационного фона, связанного с рынком форекс, то я в большей степени связываю его с деятельностью финансовых «пирамид».

3. Пока рано говорить о том, как это повлияет на работу брокеров, но, конечно, количество игроков существенно сократится. Возможно, в ближайшее время мы увидим сделки по слиянию и поглощению.

4. Судя по тому, что целый ряд компаний в конце 2020 года подали документы на получение лицензии, эта готовность присутствует. Но даже если все они завтра получат лицензию форекс-дилера, то работать все равно не смогут, так нет зарегистрированной отраслевой саморегулируемой организации. Также не внушает оптимизма ведущаяся работа по номинальным счетам банков. На данный момент ни один банк не предложил адекватного решения этого вопроса.

5. Безусловно вижу, хотя бы потому, что форекс-дилеры не смогут иметь номинальный счет вне банка. А что касается других пунктов, то сейчас хеджировать позиции запрещено, партнерские программы форекс-дилер – банк, безусловно, продолжат развитие.

6. Да, я считаю, может стать, если регулирование не превратиться в «затягивание гаек» и не будет убивать отрасль непродуманными правилами. В текущем виде закон просто отсекает большую часть мелких игроков, затрудняющихся выполнить требование по уставному капиталу, оставляя на рынке лишь крупные компании. При этом с трудностями в работе столкнутся именно лицензированные брокеры.

Форекс-трейдинг — это профессия

Анна КОЧКИНА
Директор по ключевым проектам ИнстаФорекс

1. Закон отлично справляется с регулированием концептуальных основ взаимодействия форекс-компаний (будущих форес-дилеров) и их клиентов. После вступления в силу его положений российский рынок Форекс попадёт в поле зрения государственных органов, что затруднит деятельность недобросовестных компаний, значительно уменьшит количество ложной рекламы сверхприбыли в медиа-пространстве. Заработок физического лица на рынке Форекс станет легальным, облагаемым налогом, и в связи с этим вполне вероятно, что в будущем в обществе прочно закрепится понимание того, что форекс-трейдинг — это профессия.

Однако много ли трейдеров предпочтут российскую юрисдикцию для торговли на рынке Форекс — вопрос спорный. К сожалению, многие положения закона существенно уменьшают комфортность трейдинга для клиента российской форекс-компании.

Во-первых, чтобы открыть счёт, необходимо личное присутствие. Современный трейдинг на рынке Форекс проводится на 99% он-лайн, и необходимость визита в офис компании для подписания договора и предъявления документов (или пересылка нотариально заверенных копий) станет препятствием для ряда потенциальных клиентов, особенно из городов, где офисы не представлены.

Во-вторых, пополнить счёт можно будет только посредством банковского перевода. Между тем, электронные платёжные системы (такие как Qiwi, ЯндексДеньги и т.п.) набирают всё большую популярность. Их деятельность, также как и деятельность банков, попадает в сферу надзора регулятора и осуществляется в соответствии с российским законодательством. Поэтому не совсем понятно, зачем ограничивать трейдера в методах расчётов с форекс-дилером только банковским переводом. Электронные платёжные системы могли бы стать достойной альтернативой.

Кроме того, закон устанавливает ограничение кредитного плеча до 1:50. С одной стороны, это преследует благую цель — снизить возможные риски трейдеров, но, с другой стороны, значительная часть опытных трейдеров использует плечо 1:100 — 1:200 и вряд ли будет приветствовать ограничение своих торговых возможностей. Скорее всего, эти трейдеры будут больше заинтересованы в работе с иностранными компаниями, которые могут предложить им более комфортный и прибыльный трейдинг, чем в работе в российской юрисдикциии.

Таким образом, перспективы российского рынка Форекс, с одной стороны, радужные: вступает в силу закон, рынок становится более цивилизованным, а с другой — туманные: если не дать российским компаниям возможность предоставлять конкурентоспособные условия торговли, большая часть трейдеров будет пытаться торговать с иностранными компаниями, зарегистрированными в более лояльных к рынку Форекс государствах. Стоит отметить, что сегодня многие страны создают вполне комфортные условия для работы местных форекс-компаний: Кипр, Великобритания, даже развивающееся белорусское законодательство выглядит намного более удобным для форекс-компаний и их клиентов, чем наше. Правительства этих стран заинтересованы в развитии рынка Форекс, так как спрос на форекс-услуги, а соответственно, и объёмы этого бизнеса чрезвычайно велики, и если не создавать приемлемые условия для работы местных компаний и их клиентов, то трейдеры будут уходить к зарубежным компаниям, что значительно сложнее контролировать, так как большинство операций на рынке Форекс происходит он-лайн.

2. Теоретически закон неплохо справляется с защитой рынка от недобросовестных компаний. Для того, чтобы получить лицензию и вести деятельность форекс-дилера, компания должна соответствовать ряду требований, касающихся как размера её капитала, так и квалификации сотрудников. Однако важно чтобы данные условия выполнялись не только теоретически, но и практически, и деятельность компаний, которые не соответствуют данным требованиям, пресекалась государственными органами.

Вполне возможно, что уменьшение объёма ложной рекламы, введение возможности судебной защиты по сделкам и уплаты налогов с прибыли со временем избавит форекс от «клейма» финансовых пирамид и привлечёт на рынок серьезных трейдеров из числа консервативных инвесторов. Однако едва ли это произойдет в ближайшие годы, пока процесс государственного регулирования деятельности форекс-дилеров находится лишь в стадии становления.

3. Требования по капиталу оставят на рынке лишь крупные компании. Предполагаю, первое время их будет не более 30. Другие участники рынка вынуждены будут либо объединиться, либо войти в состав более крупных, либо покинуть рынок.

4. Вряд ли можно говорить за всех, но ряд компаний, в том числе и ИнстаФорекс, подали заявки на получение лицензии форекс-дилера и, очевидно, готовы работать в соответствии с теми требованиями, которые установлены новым законодательством.

В то же время стоит отметить, что государственное регулирование рынка Форекс в России всё ещё находится в стадии становления — некоторые вопросы, такие, как механизм предоставления номинальных счетов, до сих пор полностью не решены на уровне индустрии. Периодически появляются новые указания Центрального банка, конкретизирующие те или иные аспекты деятельности форекс-дилеров. Поэтому форекс-компаниям приходится быть готовыми не только к исполнению уже имеющихся требований регулятора, но и к быстрой адаптации к дополнениям в законодательство.

5. Перспективы есть. Мы рассчитываем на продуктивное сотрудничество с банками в области номинальных счетов. Это может быть не только заключение договора об использовании услуги, но и совместная работа над созданием и совершенствованием банковского продукта, который сделает процесс управления денежными средствами форекс-счета максимально удобным для трейдеров.

Вполне возможно и маркетинговое сотрудничество. Целевые аудитории банков и форекс-компаний пересекаются, и партнерство в области привлечения клиентов и продвижения услуг может оказаться интересным для обеих сторон.

6. Определённо 2020 год станет началом цивилизованного форекс-рынка в России, так как заканчивается переходный период и предоставление форекс-услуг будет регулироваться государством. Насколько это регулирование станет успешным и эффективным, зависит от нормативно-правовых актов, которые конкретизируют, дополняют или изменяют уже имеющееся законодательство. Несмотря на то, что закон о российском рынке Форекс в целом является положительным явлением, ряд его положений ограничивает торговые возможности трейдеров (предложено плечо 1:50, хотя большинство использует 1:100), а также затрудняет процесс открытия и управления счётом. Логично предположить, что в таких условиях многие трейдеры будут искать возможности работать с иностранными компаниями, предложения которых более выгодны. И этот процесс будет сложно предотвратить…

Российские граждане так же заинтересованы в торговле на Форекс, как и трейдеры других стран, и если создать условия, запрещающие или делающие практически невозможной работу российских форекс-дилеров, то клиенты (соответственно, и капитал, и налоги) попросту уйдут к иностранным компаниям.

Вероятно, за последние годы российские форекс-компании вели слишком активную рекламу в публичном пространстве, что вызвало отторжение у регулятора, и следует значительно сократить их рекламные возможности (как, например, для пивных брендов или табачной продукции). Однако никак нельзя создавать условия, которые лишают российских форекс-дилеров возможности конкурировать с иностранными компаниями. Так мы окончательно потеряем шансы остановить поток капиталов в сторону зарубежных форекс-компаний, которые находятся в буквально тепличных условиях в Евросоюзе и с радостью готовы принять российских клиентов.

Таким образом, есть два варианта: позволить российским компаниям предоставлять конкурентоспособные условия торговли на рынке Форекс, либо отдать рынок на откуп иностранным компаниям. Поскольку было принято решение создать законодательные основы для работы форекс-компаний, то логично довести начатое до конца и создать условия, в которых рынок сможет развиваться и предложения местных компаний будут востребованы российскими клиентами.

Не только плюсы…

Юрий НИКОНЕНКО
Бизнес-аналитик компании JustForex

1. Пока очень сложно однозначно оценить закон о регулировании рынка Форекс и его влияние на форекс-индустрию в России. Для того, чтобы сделать выводы об этом законе, необходимо подождать и посмотреть, как он проявит себя на практике. Теоретически закон направлен на защиту финансовых интересов трейдеров, и это — основной его плюс. Благодаря закону, по сути, должны исчезнуть мошенники, из-за которых многие российские трейдеры потеряли деньги и боялись продолжать свою деятельность. С другой стороны, появляется ряд минусов, которыми, увы, нельзя пренебречь. Торговые условия сильно ухудшатся: не будет возможности получить плечо выше 1:50, что сильно ударит по трейдерам, чья торговая стратегия основана именно на высоком кредитном плече. Сложности возникают с пополнением счетови, и с выводом средств, так как в соответствии с данным законом все финансовые неторговые операции должны выполнятся только посредством банковских переводов, а это способ неминуемо влечёт за собой большие комиссии, а значит, трейдерам с небольшими депозитами торговать как минимум станет не так выгодно, а может, даже и совсем невыгодно.

Кроме того, так до конца и не понятно, смогут ли трейдеры с рублёвым депозитом торговать парами, в которых нет рубля, а ведь из-за нестабильности данной валюты именно для пар, содержащих RUB, многие компании ужесточили торговые условия. В общем, отношение к закону — спорное, остановимся на мнении, что для начала необходимо посмотреть, как он сработает на практике, а не размышлять в теории.

2. Конечно, ожидать положительных результатов стоит. Хотелось бы, чтобы закон помог избавиться от скамеров на рынке, из-за которых трейдеры перестали доверять нормальным брокерским компаниям. Но из-за сумм взносов (компенсационных, вступительных и ежемесячных) с рынка уйдут мелкие компании, которые не смогут выплачивать такие суммы. Кроме того, немногие иностранные компании согласятся раскрывать всю необходимую информацию, чтобы пройти аккредитацию Банка России. Таким образом, мы получаем подобие монополии — на рынке остаются только самые крупные, давно работающие форекс-компании России, и они могут предоставлять условия, удобные им, так как конкуренция у них небольшая. Если сценарий будет именно таким, трейдерам останется либо искать «подпольные компании», предлагающие лучшие условия, либо соглашаться на худшие условия легальных компаний.

3. Как уже было сказано, немногие компании смогут выплатить все взносы, а из тех, кто сможет выплатить, не все согласятся на условия работы, описанные в законе. Ведь не многие готовы предоставить абс

Рейтинг лучших русскоязычных площадок для торговли бинарными опционами:
  • BINARIUM
    BINARIUM

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Прекрасный выбор для начинающих трейдеров и «чайников». Много бесплатных обучающих материалов. Получите бонус за регистрацию:

Добавить комментарий